Сегодня была в помощниках у другого реставратора и был выбор: заняться чисткой кожаных сапог (им меньше 100 лет точно, но они представляют этнографическую ценность) или дерево. Я не знала что подразумевалось вчера под этим словом, а сегодня... Короч. Сначала это было из разряда "даже дышать страшно", ибо:
читать дальшеэто фрагменты из дерева времён мезолита. И чистка книги конца 18 века, мне показалось насморком +_+
Кстати, теперь я поняла почему изделия из дерева часто бывают чёрные. Дело в том, что это из-за метода консервации и сохранения древесины: какое-то время (зависит от размера изделия и на сколько оно сырое) дерево лежит в специальном растворе, который должен быть всегда тёплым (не больше 45 градусов). Постепенно вода в дереве замещается этим раствором. Когда изделие достают из раствора, оно чёрное не меньше угля. Лишнее счищается до поверхности дерева, но не снимая с неё.
Дальше стыкуются детали (по необходимости) и все большие трещины замазываются "полимером" (это смесь древесной стружки и клея).
А теперь то, что делала я.
После высыхания нужно убрать лишнее: некоторые части легко удаляются спиртом, но тут есть нюанс - лишний спирт нужно с дерева убирать, иначе спирт вытягивает пропитку. Не гуд. А потом... Бормашинкой. Да, всё правильно, что не стёрлось спиртом, убирается именно так.
И вот картина: мне всё рассказали, показали и оставили одну. Сижу я. В левой руке палка времён мезолита. В правой - бормашинка. Медитировала перед началом минут 10. Страшно жы! А через пару минут работы уже освоилась Х)
Кое-где надо было по шлифовать, где-то ещё и фактуру сделать подходящую (трещину небольшую, например). Ювелирная работа прям - дерево задевать крайне нежелательно.
А потом покраска! Тех самых мест, где есть "заплатки". Хорошо, что была краска (темпера, кстати) нужного цвета, а то подбирать очень не люблю иногда. Темпера удобна тем, что быстро сохнет и не нужно ждать. После неё чёрной краской делаются росчерки, которые имитируют текстуру дерева. По необходимости ещё можно пройтись чёрной краской акварельным приёмом (очень лёгкий, прозрачный слой). И... Ву-аля. Готово! Мне ещё показали готовую отреставрированную палку - афигенно сделано! С первого раза не разглядишь и не заметишь где там кто рисовал.
О методе реставрации коротко можно сказать: делать так, чтобы создать целостный вид, но чтобы были видны и места восстановления утрат.
Моя работа очень понравилась рестовратору =З
Приду к ней ещё, т.к. работы хватает и понравилось работать над этим.