пятница, 27 сентября 2013
Всё сразу, ибо расписывать особо нечего, кроме пары баек.
За это время дочистила книгу с баснями и попробовала новенькое: как вывести цветные пятна с листа (лубок). Там была картинка и текст песни внизу, печать такая ещё... Объёмная. Рельеф чувствуется. И проблема была в том, что имелись затёки оранжево-красного цвета. Видать лист где-то лежал\стоял рядом с чем-то красным и его залили водой (видны границы как вода растеклась уже не цветная) или вообще помещение затопило, где это хранилось. Такое нередко бывает, особенно, если хранится в подвале.
Как это делалось:
читать дальшеЛист нужно положить на бумагу, которая очень хорошо берёт на себя воду. Под место, над которым нужно работать, ещё пара-тройка таких же бумажек, но маленьких уже (чтобы пятно влезло, а не весь лист). Дистиллированная вода, лучше тёплая, ватка, ещё много бумажек. Опускаем ватку в воду, немного отжать и... Мочить! Промакивающими движениями, несколько раз, попутно проверяя как краска уходит на бумагу под листом. А уходит она весьма заметно и быстро, бумажки нужно менять не жалея. Когда чувствовала, что бумага может слишком сильно намокнуть, сушила лист всё той же бумажкой практически до полного высыхания.
Тут ещё был нюанс, что бумаге (с рисунком) нужно давать "отдохнуть", иначе чистка может уже повредить (появление мелких катышек, неровностей, складок). Почувствовать бумагу и когда нужно остановиться мне помогло предыдущее образование в области художеств. В результате, над каждым пятном за день можно было работать только один раз, но даже после этого результат прекрасный.После этого чистила книгу 1682-го года.
читать дальшеО, какая прекрасная бумага! А как она великолепно сохранилась! Я серьёзно, для своего возраста она прекрасно сохранилась и, за исключением некоторых страниц, можно считать её практически новой. Современные книги, которым лет 15-20, и то хуже выглядят.
Дело в том, что раньше бумагу отливали вручную и берегли каждый лист. На одной странице даже был разрыв (при изготовлении получился), который был заклеен и только тогда отправлен в печать.
В этот раз мне пришлось иметь дело не только с "родным" клеем, но и с прастихоспади силикатным. Мало того, что он сам по себе неприятный, так это ещё может создать проблемы при отмывке. Если максимально не убрать его с бумаги, то в воде происходит реакция и это место просто выгорает. Т.е., например, пропустила пятнышко, опустила в воду, а как достала из воды, на месте клея виднеется дырочка. Хорошо, что соскребается этот клей достаточно легко.
Вот только с этой книгой проблема: плесень. Глядя невооружённым взглядом, можно заметить несколько крошечных пятнышек, но УФ показал, что вся страница в этой гадости. Мой руководитель была ужасно расстроена этой новостью, т.к. с тем, что она не видит, она не знает как бороться. С плесенью вообще бороться трудно, ведь, если она завелась где-то, то её искоренить уже невозможно. Вот такая печаль =(А теперь, чем со мной делились другие мастера реставрационного отдела:
Проблемы при реставрации икон.Есть два типа реставрации: музейная и коммерческая. Музейная направлена на сохранение памятника и при восполнении утрат, как правило, идёт только небольшая тонировка, чтобы было целостное впечатление. Исключение может составлять предметы для выставок.
Коммерческая реставрация по большей части направлена на красивый внешний вид - "на продать". И после этого могут быть проблемы уже у музейщиков: например, новый левкас со временем может разрушаться, т.к. его "тянет к себе" старый, не закреплённый. То же самое может произойти с красками и лаком.
Особый случай представляет собой Невьянская икона. Это относительно новое явление (меньше 300 лет) и, кроме различных мастеров, которые привносили своё в именно изображение, были эксперименты по части грунта. Например: слой мелового грунта, потом олифа. И так ещё раз несколько. И вот КАК это реставрировать - одно головная боль, т.к. многослойность всегда сложная штука.
Очень трудно бывает работать с большими работами по формату. Потому, что сделал один угол, пока до другого дойдёшь, он может опять трещинами пойти. Замкнутый круг получается(Работа с поталью и золотом.Когда я бывала у другого мастера (где палочками занималась), наблюдала как она покрывала поталью деревянную раму. Сама я с этим материалом не сталкивалась, поэтому было интересно понаблюдать. Как оказалось, с поталью работать проще, чем с золотом - золото тоньше и при работе с ним нужны определённые условия вплоть до соблюдения температурного режима и отсутствие колебаний воздуха. Мастер, с кем делит комнату второй мой наставник, рассказала свою историю о первом опыте в работе с золотом: золотила рамку, сделала аккуратно, покрыла лаком и... Золото стало "цветом половой краски" (с) У человека была паника и ужас. Дозвониться до коллеги (она занимается этим профессионально, уже давно) она не могла (тогда ещё не были в ходу сотовые). Кошмар. Всё оплачено и даже сделано, а тут ТАКОЕ. Запершись в кабинете вместе с рамкой, она стала судорожно соображать что делать. Пока разум мастера метался в поисках решения, золото со временем стало проявляться... И в результате оно стало ярким как и полагается. Оказалось, что это такая реакция с лаком произошла и, по мере его высыхания, золото проявляется всё ярче.
Мастер на всю жизнь запомнила этот свой "первый опыт".Жостовский стол.Многие знакомы с тем, что такое "подносы Жостова", а именно с росписью по металлу. Расписывали не только подносы, но и столы, например. Роспись покрывали лаком, но рано или поздно лак темнеет. Иной раз до такой степени, что даже живописи не видно. Этот потемневший лак утоньшают и чистят от загрязнений, но тут есть закавыка - цветные лаки. Т.е. при живописи, чтобы добиться лучшего эффекта, использовались лаки с добавлением пигмента. Вопрос: как расчистить потемневший лак так, чтобы не начать снимать цветной лак? Вооооот. Тот ещё вопрос. При этом, в УФ это не всегда видно. На Невьянской иконе тоже такое бывает.
Со временем появилась ещё такая прелесть как "переводные картинки". Знаете, в некоторых жвачках есть временная татуировка? Тот же принцип: лист кладут картинкой вниз на столешницу\шкатулку и потом размывают бумагу. Картинка остаётся на поверхности, которую и покрывают лаком. Для таких картинок часто брали готовое работы, без каких-либо композиционных и др. изменений. В живописи же изменения есть и это зачастую затрудняет идентификацию сюжета.За сапоги взяться так и не удалось, а жаль... Было бы полезно.
А сейчас я болею. Кашель, чих и сопли =_=
Видать постоянный холод в мастерской не прошёл для меня даром, хоть и одевалась тепло. Странно, ведь проявления болезни были только в воскресенье (22-го).
@темы:
Жизня моя,
Интересно,
Учебное,
Искусство,
В этом есть немало плюсов)
Какая жуть. Я б поседела, наверное, пока золото стало ярче.
Зато, когда рассказывала, столько смеха было...)
у вас просто практика мечты, так здорово!
Да, самой тоже понравилось) Жаль, что не везде побывала и не со всеми пообщалась. Если повезёт, то практику за 3-ий курс тоже там пройду и везде залезу Х)